СВВП
Главная | Авторы | Теория | Ссылки
Авиамобили
Бесхвостка
Где установить двигатель?
Двухфюзеляжные
Дископланы
КИГ
Конструктивная специфика
Летающее крыло
Нетрадиционное применение
Полипланы
СВВП
Тандем
Треугольное крыло
Утка
Шасси
Экранопланы

Rambler's Top100
Германия | СССР-Россия | США | Франция


США

"Кертисс-Райт" X-100

Середину 50-х начало 60-х годов в США можно охарактеризовать как "бум конвертопланов". Большинство авиастроительных фирм занимались разработками в этом направлении. "Конвер" и "Локхид" по заказу ВМС США разрабатывали вертикально взлетающий истребитель XFY-1 "Пого" и XFV-1 "Салмон". "Райан" по заказу ВВС США строила свой Х-13.

Не отставала от них и такая известная фирма как "Кертисс-Райт", образованная в результате слияния в 1929 году фирм Кертисса и Райта. Созданный ими конвертоплан X-100 совершил первый полет в марте 1960 года. Аппарат имел два несущих винта. На переходном режиме несущие винты поворачивались вперед для создания необходимой тяги. Одноместный Х-100 (обозначение этого летательного аппарата не имеет никакого отношения к экспериментальной серии ВВС США) был сравнительно недорогим экспериментальным самолетом, созданным для оценки технической реализуемости аппарата с поворотными винтами.

Самолет оснащался одним турбовинтовым двигателем YT-53L-1 фирмы «Лайкоминг» (мощность 825 л.с, или 606 кВт). Двигатель размещался в фюзеляже и приводил в движение оба поворотных винта. Балансировка в режиме висения и при полете с малыми скоростями обеспечивалась с помощью управляемого реактивного сопла, расположенного в хвостовой части аппарата.

Летные характеристики аппарата оказались не вполне удовлетворительными, а система балансировки и управления на малых скоростях практически не отвечала поставленным требованиям. В то же время реализуемость концепции Х-100 была доказана, что вдохновило проектировщиков и руководство фирмы на разработку более тяжелого аппарата данного типа Х-19А. В настоящее время Х-100 находится в Национальном музее авиации и космонавтики США при Смитсонском институте.

Среди экспериментальных аппаратов конвертопланы с поворотными винтами получили в дальнейшем более широкое распространение. Недостатком это схемы является необходимость иметь довольно большой размах крыла. Эта неоходимость обусловлена тем, что на таких аппаратах обычно устанавливается рядом два довольно больших по диаметру винта, что требует увеличения площадки для взлета и посадки.

Так как в конструкции многих конвертопланов используются сильвые установки с большим количеством двигателей, которые приводят в движение отдельные воздушные винты, отказ одного или нескольких двигателей может иметь катастрофичесие последствия. Для предотвращения этого в конструкции многодвигательных конвертопланов часто используются перекрестные трансмиссии, которые обеспечивают привод нескольких воздушных от одного или нескольких двигателей (однако значительно увеличивают массу конструкции).

Основные данные: размах до законцовок воздушных винтов 7,62 м; взлетная масса 1691 кг; максимальная скорость 386 км/ч.

наверх