Конструктивная специфика
Главная | Авторы | Теория | Ссылки
Авиамобили
Бесхвостка
Где установить двигатель?
Двухфюзеляжные
Дископланы
КИГ
Конструктивная специфика
Летающее крыло
Нетрадиционное применение
Полипланы
СВВП
Тандем
Треугольное крыло
Утка
Шасси
Экранопланы

Rambler's Top100
Германия | Италия | Польша | СССР-Россия | США | Франция


СССР

Штурмовик Ил-20

Опыт Великой Отечественной войны показал, что все типы одномоторных штурмовиков и ближних бомбардировщиков имели существенный недостаток, заключавшийся в весьма ограниченном обзоре передней нижней четверти сферы. Это затрудняло выполнение с одномоторных самолетов прицельного бомбометания, особенно при горизонтальном полете, когда цель в момент сбрасывания бомб была закрыта носовой частью фюзеляжа.

Создание нового штурмовика было задано постановлением правительства от 11 марта 1947-го. Решая поставленную задачу, конструкторское бюро Ильюшина в конце 1947-го завершило разработку эскизного проекта тяжелого бронированного штурмовика-бомбардировщика Ил-20.

Основными особенностями Ил-20 были отличный обзор вниз из кабины пилота, новая схема установки артиллерийского наступательного и оборонительного вооружения, усиленное бронирование жизненно важных частей самолета.

Ил-20 был выполнен по схеме однодвигательного двухместного цельнометаллического низкоплана с убирающимся в крыло главным шасси и однокилевым вертикальным оперением. Компоновка фюзеляжа была весьма необычной и ранее не встречалась в истории мировой авиации. Кабина летчика размещалась над двигателем жидкостного охлаждения МФ-47 М.Р.Флисского с взлетной мощностью 3000 л.с., что создавало пилоту исключительно благоприятные условия для хорошего обзора вниз. Площадь крыла — 44,0 м2, размах его—17,0 м, длина самолета— 12,59 м. Масса пустого — 7535 кг, полетная — 9500 кг, с перегрузкой — 9820 кг.

Наступательное вооружение состояло из четырех пушек калибра 23 мм. Максимальный бомбовый груз 1190 кг из 404 малокалиберных бомб размещался в четырех симметрично расположенных относительно оси самолета центропланных бомбоотсеках. Заднюю полусферу самолета защищал стрелок, дистанционно управлявший подвижной пушечной установкой. Отделение кабины стрелка от пушечной установки позволило полностью забронировать ее металлической и прозрачной броней.

Эскизным проектом был предусмотрен второй вариант оборонительного вооружения Ил-20, в котором вместо верхней пушечной установки применяли кормовую пушечную подвижную установку, расположенную за оперением самолета. Эта установка обеспечивала лучшую защиту самолета от атак истребителей противника со всех направлений задней полусферы. Дополнительно к пушечному оборонительному вооружению самолет должен был иметь также десять авиационных гранат АГ-2.

Эскизный проект Ил-20 приняли, и в 1948-м началась постройка опытного самолета, а в начале декабря Коккинаки выполнил на нем первый полет. При испытаниях была достигнута скорость 515 км/ч (как у Ил-10М), время набора высоты 3000 м — 8 мин, потолок — 7750 м и дальность — 1180 км с нормальной бомбовой нагрузкой. С появлением реактивных истребителей этих качеств стало уже недостаточно, и самолет принят не был, несмотря на попытки его внедрения. Стало ясно, что нужно подумать о реактивном штурмовике. Таким самолетом стал Ил-40 в 1953 г

наверх

Источники:

  • В.Б.Шавров "История Конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг."/Москва, "Машиностороение", 2002/ стр. 256
  • Журнал "Крылья Родины" /Москва, №3 2002/ стр.6