Экранопланы
Главная | Авторы | Теория | Ссылки
Авиамобили
Бесхвостка
Где установить двигатель?
Двухфюзеляжные
Дископланы
КИГ
Конструктивная специфика
Летающее крыло
Нетрадиционное применение
Полипланы
СВВП
Тандем
Треугольное крыло
Утка
Шасси
Экранопланы

Rambler's Top100
Р.Е. Алексеев | А.Н. Панченков | Г.М. Бериев | Р.Л. Бартини | ОИИМФ | ЭЛ-7 "Иволга" | ЭСКА-1


СССР

Экранопланы А.Н. Панченкова

А.Н. Панченков, большой энтузиаст экранопланостроения, над проблемой создания экранопланов начал работать в 1962 г. Теоретически и экспериментально А.Н. Панченков показал, что необходимыми стабилизирующими свойствами при полете над экраном обладает экраноплан, выполненный по схеме "утка".

Под руководством А.Н. Панченкова была построена серия экранопланов АДП (аппарат на динамической воздушной подушке). Характерной особенностью АДП является удлиненный фюзеляж, в передней части которого расположен стабилизатор.

Летом 1963 г. на реке Десна прошли буксировочные испытания модели экраноплана АДП-1.

В 1965 г. был спроектирован и построен экраноплан АДП-1 с мотоциклетным двигателем К-750. Толкающий воздушный винт был установлен за кабиной пилота, на основном крыле - элероны-закрылки и киль с рулем поворота в воздушном потоке от винта. По концам крыла размещались концевые шайбы.

Для уменьшения взлетно-посадочной скорости в носовой части фюзеляжа установлены подводные крылья. Скорость максимальная 110 км/ч. Высота полета 0,25 м. Стабилизация высоты полета обеспечивалась расположенным в передней части несущим стабилизатором. При увеличении угла атаки подъемная сила на стабилизаторе падала (на закритических углах наступал срыв потока) и аппарат опускал носовую часть до рабочих углов атаки стабилизатора.

Испытания проводились под Киевом на Днепре. В 1965-1966 гг. экраноплан был доработан, поставлен на колесное трехопорное шасси с носовым колесом. Концевыешайбы несущего крыла сняли. Был сделан новый четырехло-пастный несущий винт.

Фюзеляж выполнили обтекаемым, установили лобовое стекло. Масса аппарата возросла до 380 кг. Основные размеры остались те же. Аппарат получил новое название АДП-2. Испытания проводились на аэродроме под Киевом. Расчетная высота полета экраноплана 0,25 м, максимальная скорость 150 км/ч.

Работы по экранопланам АДП-1 и АДП-2 проводились в Киеве в Институте гидромеханики АН УССР.

наверх

Источники:

  • "История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг."/Москва "Машиностроение" 2000 г./стр.725.