Экранопланы
Главная | Авторы | Теория | Ссылки
Авиамобили
Бесхвостка
Где установить двигатель?
Двухфюзеляжные
Дископланы
КИГ
Конструктивная специфика
Летающее крыло
Нетрадиционное применение
Полипланы
СВВП
Тандем
Треугольное крыло
Утка
Шасси
Экранопланы

Rambler's Top100
Р.Е. Алексеев | А.Н. Панченков | Г.М. Бериев | Р.Л. Бартини | ОИИМФ | ЭЛ-7 "Иволга" | ЭСКА-1


СССР

Экранопланы Одесского института инженеров морского флота (ОИИМФ)

В 1963 г. студенты-энтузиасты под руководством Ю.А. Будницкого разработали свой первый одноместный экраноплан ОИИМФ-1, испытанный весной—летом 1964 г. Экраноплан имел двигатель Иж-60К мощностью 18 л.с. (13,2 кВт). В процессе ходовых испытаний обнаружилось, что мощность двигателя мала, продольная устойчивость аппарата недостаточна. После проведения зимой 1964-1965 гг. доработок экраноплана и устранения этих недостатков конструкторы создали практически новый экраноплан ОИИМФ-2.

Удлинили поплавки экраноплана и хорду переднего крыла, стабилизатор с верхней части вертикального оперения сняли. На передней кромке основного (заднего) крыла установили два двигателя. За их воздушными винтами имелись заслонки, препятствующие вытеканию воздуха из-под крыла при движении на малой скорости. Они были установлены шарнирно и удерживались тросами и шнурами-амортизаторами.

Экраноплан ОИИМФ-2 построен по схеме "летающее крыло" с двумя крыльями, разнесенными по высоте и по продольной оси аппарата. Они крепились на поплавках-скегах. Одноместная открытая кабина расположена сверху основного крыла. Переднее крыло имело хорду 1 м, а заднее - 3м. Два двигателя Иж-6ОК с воздушными винтами диаметром 1,2 м развивали тягу на месте 70...80 кгс (700...800 Н).

При испытаниях величина подъемной силы статической воздушной подушки составляла 70 % массы аппарата при скорости 30...35 км/ч. За счет увеличения скоростного напора подъемная сила увеличивалась до 80 % от полетной массы экраноплана. В этом случае заслонки под действием набегающего потока воздуха автоматически складывались и ложились вдоль скегов и центральной стойки между крыльями. ОИИМФ-2 имел аэродинамическое качество около 8.

Для продольного управления аппаратом основное крыло оснастили закрылком. Экраноплан обладал хорошей маневренностью, но для достижения расчетной скорости полета (100... 200 км/ч) мощности двигателей оказалось недостаточно.

Диаметр циркуляции на скорости около 30 км/ч был равен 10 м. Испытания, проводившиеся в 1965 г., показали, что аппарат перетяжелен, а тяга винтов недостаточна для расчетных режимов работы.

Выполнив необходимые доработки, зимой 1965-1966 гг. студенты построили следующую модификацию экраноплана -ОИИМФ-3. Были установлены двигатели К-750 мощностью 26 л.с. (19 кВт) с новыми воздушными винтами. Корпус облегчили, на переднем крыле установили заслонки. Двигатели было решено разместить внутри основного крыла. По ряду технических причин испытания ОИИМФ-3, назначенные на лето 1967 г., провести не удалось.

наверх

Источники:

  • "История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг."/Москва "Машиностроение" 2000 г./стр.723.