Экранопланы
Главная | Авторы | Теория | Ссылки
Авиамобили
Бесхвостка
Где установить двигатель?
Двухфюзеляжные
Дископланы
КИГ
Конструктивная специфика
Летающее крыло
Нетрадиционное применение
Полипланы
СВВП
Тандем
Треугольное крыло
Утка
Шасси
Экранопланы

Rambler's Top100
Р.Е. Алексеев | А.Н. Панченков | Г.М. Бериев | Р.Л. Бартини | ОИИМФ | ЭЛ-7 "Иволга" | ЭСКА-1


СССР

Экраноплан ВВА-14

Роберто Орос ди Бартини родился 14 мая 1897 года. Итальянский аристократ, барон с коммунистическими убеждениями в начале 20-х годов приехал в СССР помогать молодой стране строить воздушный флот. Роберто Бартини был автором фантастических проектов небывалых летательных аппаратов.

О.К. Антонов сказал, что Бартини необходимо поставить памятник хотя бы за то, что он только был и десятилетия будоражил науку и конструкторскую мысль своими идеями, техническими разработками и постройками.

Особое направление в деятельности Бартини занимали исследования аэродинамики сверхзвукового самолета. Известно, что при переходе от дозвуковой к сверхзвуковой скорости полета аэродинамический фокус плоского крыла смещается назад и у летательных аппаратов с крыльями малого удлинения создается, таким образом, значительный пикирующий момент.

Решая задачу снижения аэродинамических потерь, Бартини предложил самобалансирующееся сверхзвуковое крыло с деформированной срединной поверхностью. В середине 1950-х Бартини разработал и испытал в аэродинамических трубах так называемые сверхкритические профили, значительно снижавшие коэффициент лобового сопротивления крыла.

Одновременно он разработал пути оптимального сопряжения силовой установки и планера и его агрегатов, предложив, в конечном итоге, интегральную схему. Исследования в этой области намного опережали зарубежных специалистов.

В 1960-е под руководством Бартини в соответствии с постановлением правительства создали тяжелую вертикально-взлетающую амфибию ВВА-14. Разработанная им идея "составного крыла", позволила получить на этой машине высокие аэродинамические данные. При этом аппарат отличался хорошей мореходностью и большими объемами, необходимыми для размещения подъемных двигателей, убираемых в маршевом полете взлетно-посадочных устройств (надувные поплавки-лыжи) и всего целевого оборудования.

Фюзеляж на машине, как таковой, отсутствовал, имелась лишь гондола для экипажа. Задержка с изготовлением подъемных двигателей привела к использованию на ВВА-14 динамической воздушной подушки. Последняя создавалась поддувом в объем, ограниченный центропланом и боковыми поплав-ками-скегами, газов от маршевых, расположенных впереди двигателей

Любого, кто впервые видел экраноплан прежде всего поражал необычный внешний вид машины. Не случайно к нему сразу же "прилипло" прозвище "Змей Горыныч", ставшее почти официальным.

Машина, имевшая длину 28 метров при размахе крыла 30 метров, весила 52 тонны. Составное крыло состояло из трех частей - центроплана и двух сужающихся консолей. Под ни располагались два надувных поплавка длиной 21 метр и диаметром два с половиной метра, которые использовались при приводнении. Над центропланом были установлены два маршевых турбовентиляторных двигателя тыгой по 6800 кгс и два двигателя распологались в носовой части.

Первый полет машина совершила в 1965 году. До 1975 года было совершено 170 полетов. ВВА показала неплохие качества: Vmax=760 км/ч, Vкр=640 км/ч, Vбарражирование=360 км/ч. Время барражирования составляло два часа. Масса боевой нагрузки составляла две тонны. В ходе испытаний была определена и наивыгоднейшая высота полета: эффект экрана проявлялся на высоте 9 метров.

В бурном развитии отечественного боевого экранопланостроения в 1960-1970-е годы концепция "составного крыла с поддувом" нашла свое достойное воплощение (построен и испытали экранолет ВВА-14, СибНИИА им.С.А. Чаплыгина, в котором работал Бартини, выиграл конкурс на создание тяжелых экранопланов Т-500 и Т-2000), но смерть Роберта Бартини в 1974 году и начавшиеся после этого "перестройка" и реформы в стране не позволили реализовать эти крупномасштабные проекты.

наверх

Источники:

  • Журнал "Крылья Родины"/№5, 2002 г./стр.25.
  • "Странные летающие объекты"/Минск, 2002/стр.376.